Обоснование целей  и практических решений создания Украинской ассоциации производителей эко – органической продукции и семян

Касянчук Виктория Викторовна, д.вет.н., проф. Сумского Национального аграрного университета, академик АПН, член Национальной Комиссии Кодекса Алиментариус; Козловская Марина Витальевна, руководитель рабочей группы экспертов Общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов, директор Национального научного центра эко-органической сертификации (ННЦ) Института аграрного бизнеса, эксперт БФ «Древляне»;  Кравченко Оксана Ивановна, к.с.-х. н.,  доцент Полтавского Государственного аграрного университета; Остапенко Алексей Игоревич, исполнительный директор НПО «Агронаукинформ», координатор рабочей группы проектов Общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов Украины, эксперт Адвокатского объединения Киевская Хельсинская группа.

Задачи расширения выхода национального производителя на международные рынки и обеспечения национального потребителя высококлассной, экологически чистой продукцией требуют коренных изменений в системе производства и сертификации всех видов продукции – товаров и услуг. Мировой тенденцией  является снижение «торговых барьеров» за счет введения универсальных международных принципов экологической маркировки, высшим уровнем которой является органическая маркировка. Растениеводство играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая сырьем значительную часть пищевой промышленности, а также многие другие отрасли экономики. Большинство программ эко-органической сертификации начинаются с отрасли растениеводства, учитывая состояние воды, грунта, воздуха и окружающего биоразнообразия. «жизненные циклы» продукции могут развиваться по типу «пищевой цепочки» или переходить в различные виды производства товаров и услуг. Главный критерий – рециклинг в наиболее эффективных вариантах ресурсосбережения, минимизации затрат энергии и человеческого труда, одновременно с восстановлением и повышением плодородия почвы и состояния всех природных ресурсов. В Украине принята первичная законодательная база об органической продукции и экологической маркировке, которая требует практического, инновационного решения на всех этапах воплощения в рыночные процессы, на уровнях производства и сертификации:

1) полноценного нормативно-правового обеспечения (детализации в виде национальных программ и других подзаконных актов, системной гармонизации стандартов и европейских директив);

2) научно-методического обеспечения;

3) разработки нормативно-методических учебных материалов, подготовки и сертификации кадров;

4) координации программ и проектов;

5) менеджмента и консалтинга по вопросам подготовки и прохождения эко-органической сертификации (помощи в составлении планов, технологических карт и обследовании предприятий);

6) пиара и просветительства среди производителей и потребителей, научного и гражданского сообщества;

7) товаров и услуг для детей и рисковых категорий населения;

8) лабораторно метрологического обеспечения;

9) международного признания систем сертификации и знаков эко-органической маркировки;

10) инновационного обеспечения и инвестиций. Важнейшими задачами при этом является присоединение Украины к Европейской экологической ассоциации, Европейскому Органу безопасности пищевых продуктов и другим организациям, формирующим правила и механизмы торговой деятельности на мировых рынках, которых должна придерживаться Украина согласно своих обязательств по ВТО.

Нужна большая организационная и просветительская работа, чтобы организовать работу производителей аграрной продукции в соответствии с законом «О сельском хозяйстве», разработанном украинскими учеными, когда оптимальная структура посевов будет четко регламентирована, а соблюдение севооборота – обязательным и корректироваться по определенным научно обоснованным стандартам каждые пять лет, как это делают в США и других прогрессивных аграрных странах. Большинство стран мира, включая СНГ и восточные страны, пользуются в своей практической деятельности международными стандартами и функционирующими на их основе, аккредитованными в соответствии с международными процедурами органами сертификации (оценки соответствия). Украина занимает наиболее слабые позиции в этих процессах, и нуждается в значительных неотложных усилиях для обеспечения экологических параметров своей деятельности на уровне мировых стандартов. Это позволит значительно поднять имидж, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность национальной продукции на внутреннем и международном рынках, а также совершить переход к «зеленой» экономике как новому типу социального развития страны. «Зеленая» экономика означает переход к решению вопросов трудоустройства и большинства задач социального обеспечения – на основе вхождения в стремительно развивающийся мировой рынок экологических программ. Ее развитие возможно лишь в триединстве программ финансирования, производства и сертификации. Такой подход обеспечивает переход к требованиям свободного рынка на основе структурных реформ (децентрализации и демонополизации управления экономикой), актуальность которых давно назрела в Украине.  Организационно-правовое решение сформировано в виде двух проектов по созданию взаимно согласованной системы производства и сертификации продукции:       

І) научно-методическое, организационное и консалтинговое обеспечение процессов эко-органического производства и подготовки кадров на базе Национального научного центра эко-органической сертификации (ННЦ) Института аграрного бизнеса, в комплексе с Украинской ассоциацией производителей эко – органической продукции и семян;

ІІ) создание органа оценки соответствия (сертификации) на базе НПО «Агронаукинформ», в кооперации с  Евроинтеграционной платформой БФ «Древляне» и Украинской инновационной Агро-пищевой платформой.

Целостное формирование и развитие проектов в национальном масштабе осуществляется ННЦ совместно с Координационным советом Украинской инновационно-технологической платформы «Эко-энерго-биоэкономики» Научного парка Национального авиационного университета, объединяющей более 30 организаций научного и общественного направлений деятельности, а также экспертов международного класса при Общественном совете Министерства экологии и природных ресурсов, Министерстве аграрной политики, Министерстве экономики и др. ЦОИВ. Международная инновационная деятельность на базе научного парка позволяет участникам процессов получить ряд преференций в процессах налогообложения при экспорте-импорте инновационной продукции, а также вхождении в  мировые системы информационной и научно-методической поддержки свободного рынка. Целостный процесс на базе инновационно-технологической платформы соответствует наиболее актуальным тенденциям согласованного развития научных и производственных программ. На каждое выбранное направление сформирован пакет проектной документации (обоснование, организационные формы и пути развития), практически все направления тесно связаны между собой и построены по матричному принципу горизонтальных и вертикальных (процессных и отраслевых) связей, для построения современных систем управления и внешнего представления. Проведена структуризация направлений с точки зрения ближайших задач, где могут быть представлены отдельные направления процесса формирования «зеленой» экономики Украины как нового качества рыночного развития отрасли растениеводства, семеноводства и большинства других отраслей экономики в условиях структурных реформ (на старте и возможных перспективах). Такой проектный подход отражает возможности повышения прозрачности и эффективности освоения внутренних и международных инвестиций, а также пакетов помощи от международных фондов, которые в свою очередь делятся на гранты и низкопроцентные кредиты. Для Украины на сегодня обозначен объем такой помощи в размере около 30 млрд. долл. на 2-3 года, и плюс почти такие же возможности по грантам на инновационную деятельность и защиту прав человека. Эти программы поддержки призваны обеспечить принципиальный прорыв для украинских производителей в освоении международных стандартов и преодолении принципиальных различий в системах экологической и органической сертификации продукции на международном уровне, по общим позициям для европейских, постсоветских и восточных стран.  В группе разработчиков проекта сконцентрированы высококвалифицированные специалисты международного класса, что гарантирует реализацию и широкое представление ее программ и результатов на международном и национальном уровнях, решение задач по созданию «зеленой» экономики, системных «зеленых» инвестиций, «зеленых» закупок, «зеленых» рабочих мест – на основе переориентации на востребованную в международном рыночном пространстве эко-органической продукции и повышения экологичности национальной экономики (в противовес существующему на сегодня правительственному «плану проедания» http://glavcom.ua/news/195346.html). Таким образом, впервые на площадке национальной экономики происходит представление конструктивной антикризисной программы в контексте структурных реформ, предусмотренных правилами формирования свободного рынка, и минимизация рисков вхождения в европейское торговое пространство, с учетом комплексных тенденций основных игроков мировых рынков, включая страны СНГ. Эта программа наиболее соответствует парадигме стабильного развития общества, признанной всеми странами-членами ООН в качестве приоритета реформирования систем социально-экономического развития Третьего тысячелетия.